|
Установление цены
Цена - важнейшая экономическая категория,
оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения
и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение
в условиях рынка. Цена - это один из четырех важнейших покупательских
мотивов в выборе товаров длительного пользования. Информация о
ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой
стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на
рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы,
реализации возможности повышения рентабельности, определения своей
ценовой ниши. Даже в условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно
интенсивной конкуренции изучение цен - объективная необходимость,
особенно с учетом низкого уровня жизни значительной части населения
нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам).
Цена в условиях рыночной экономики - один из
важнейших факторов, определяющих прибыльность предприятия.
Следовательно, ценовая политика, т. е. общие цели, которых предприятие
собирается достичь с помощью цен на свою продукцию, и система мер,
направленных на это, должны быть хорошо продуманы и обоснованы.
В настоящее время ценовая политика приобретает
для предприятия все большую значимость, поскольку потребители стали
обращать все большее внимание на соотношение цены и полезности
(ценности) продукции, что обусловило возрастание роли цены в
маркетинговом комплексе. При этом надо иметь в виду, что улучшение этого
соотношения далеко не всегда напрямую определяется снижением цены. В
этом смысле повышение конкурентоспособности может быть достигнуто не за
счет снижения издержек, а за счет продуманной системы мер, направленных
на усиление ценовой чувствительности потенциальных покупателей. Вместе с
тем в отличие от прошлого, когда ценовая политика в основном была
связана с горизонтальной конкуренцией и предприятия конкурировали с
взаимозаменяемыми видами продукции, сейчас значительный вклад в выбор
ценовой политики вносит жесткая вертикальная конкуренция. Последнее во
многом определяет действия предприятий, участвующих в изготовлении
конечной продукции, направленные на увеличение достающейся им части
стоимости, уплачиваемой конечным потребителем. Это приводит к усилению
корпоративной ценовой политики и поиску путей эффективного
ценообразования. Одновременно усиливаются позиции кастомизированного
ценообразования, т. е. происходит переход от маркетинговой ориентации
на продукт к ориентации на клиентов. В ценообразовании все больше
учитываются перспективы субъективного восприятия продукта потребителем,
достижения его целевого эффекта. В связи с эти большое значение
приобретает создание «ценового имиджа». Процесс ценообразования должен
опираться на исследования рынков и создание моделей, как данного рынка,
так и потребительских предпочтений, что приводит к увеличению количества
инновационных ценовых концепций, особенно в сфере услуг. И наконец,
большое влияние на ценовую политику предприятия стали оказывать
интернационализация рынков и появление электронных рынков. Па
электронных рынках возникает новая система продаж, предусматривающая
высокую степень индивидуализации ценовой политики, масштаба
дифференциации цен и ценовой дискриминации. Для разработки обоснованной
ценовой политики важно правильно определить систему факторов,
воздействующих на нее. Эффективность ценообразования, или, иначе говоря,
реализации ценовой политики, зависит от подхода к определению цены. При
затратном подходе к определению цены предприятие опирается на свои
внутренние условия. В этом случае содержанием ценовой политики является
учет затрат и формирование цены на их основе. И хотя в процессе
реализации продукции могут применяться различные скидки для
стимулирования продаж, принцип формирования цены остается неизменным.
Развитием этого подхода является поиск оптимальных соотношений цены и
качества продукции. В этом случае ценовая политика учитывает не только
внутренние, но и внешние условия, рассчитываются верхние (но спросу) и
нижние (по затратам) границы цены. Такое ценообразование представляет
собой элемент маркетинга. Наиболее эффективна такая ценовая политика,
которая не только служит инструментом общей рыночной политики
предприятия, но и направлена на учет всех возможных требований
потенциальных потребителей с точки зрения формирования и применения
цены. На первое место в этом случае выходит оценка полезности продукта и
условий его потребления. В то же время меняются узловые пункты ценовой
политики. Цена прейскуранта (каталога) перестает быть основным
параметром для покупателя. Она периодически корректируется, и, что самое
главное, дополнительно вводятся многочисленные новые параметры,
учитываемые в процессе адаптации цены.
|