Нормативное
обеспечение финансового анализа
При проведении
финансового анализа большое значение имеет выбранная система показателей
и методика их расчета. При этом аудиторская фирма, прежде всего, должна
определить цель проведения анализа, и уже, исходя из поставленной цели,
выбрать ту или иную систему и соответствующую ей методику.
В практике
российского законодательства различные нормативные акты, носящие как
рекомендательный, так и нормативный характер, издают следующие структуры
исполнительной власти:
Министерство
государственного имущества РФ
Федеральное
управление по делам о несостоятельности (банкротстве)
Федеральная
служба России по финансовому оздоровлению и банкротству
Министерство имущественных отношений РФ регулирует
деятельность федеральных государственных унитарных предприятий, которые
распоряжаются федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения.
При соблюдении условий пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской
деятельности федеральные государственные унитарные предприятия подлежат
обязательной ежегодной аудиторской проверке. Министерство
государственного имущества как собственник имущества аудируемых
предприятий является одним из пользователей аудиторского заключения и
письменной информации по результатам проведения аудиторской проверки.
Вследствие этого, Мингосимущество РФ разработало примерное техническое
задание на проведение аудиторской проверки федерального государственного
унитарного предприятия. Техническое задание устанавливает необходимость
расчета в ходе проведения аудита следующих наиболее важных экономических
показателей:
– Общей рентабельности, рентабельности активов и
собственного капитала
– Рентабельности инвестиций
– Коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности
– Коэффициента обеспеченности собственными
средствами
– Коэффициента соотношения собственных и заемных
средств и т.д.
Методика
расчета всех этих показателей утверждена Распоряжением Мингосимущества
РФ № 1506-р. Таким образом, аудиторские фирмы, проводящие аудит
федеральных предприятий, должны производить расчет именно этих
показателей, исходя из утвержденной методики.
Деятельность
Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) и
Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству прежде
всего связана с исполнением законодательства Российской Федерации в
области несостоятельности (банкротстве).
Федеральное
управление по делам несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) издает в
рамках своей компетенции распоряжения и инструкции, которые обеспечивают
единый методический подход при проведении анализа финансового состояния
предприятий и оценки структуры их балансов. Целью проведения анализа
финансового состояния предприятия в этом случае является обоснование
решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а
предприятие неплатежеспособным. Критерии, по которым предприятие может
быть отнесено к неплатежеспособным, указаны в Методических положениях по
оценке финансового состояния предприятий и установлению
неудовлетворительной структуры баланса. В соответствии с этим
методическим положением определение неудовлетворительной структуры
баланса производится исходя из оценки коэффициента текущей ликвидности и
коэффициента обеспеченности собственными средствами. Критерии отнесения
предприятий к платежеспособным определяются при анализе показателей
восстановления (утраты) платежеспособности.
Федеральная
служба России по финансовому оздоровлению и банкротству при мониторинге
финансового состояния (ФСФО) предприятий устанавливает особый порядок
проведения финансового анализа, определенный в Методических указаниях по
проведению анализа финансового состояния организаций. Основной задачей
проведения анализа финансового состояния организаций является получение
объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости,
деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности. Оценка
этих параметров организации производится на основе базового показателя
среднемесячной выручки предприятия от реализации продукции (работ,
слуг). В ходе проведения анализа по методике ФСФО рассчитываются такие
показатели, как показатели платежеспособности и финансовой устойчивости
(коэффициент задолженности фискальной системе, степень
платежеспособности по текущим обязательствам и т.д.), показатели
эффективности использования оборотного капитала (коэффициент
обеспеченности оборотными средствами, рентабельность продаж и т.д.) и
т.д.
На практике
рассмотренные методические указания и рекомендации ФСФО РФ и ФУДН РФ
широко используются аудиторскими фирмами при проведении финансового
анализа предприятий, в том числе находящихся в предбанкротном состоянии.
Необходимо
отметить, что система показателей и методика их расчета, рассмотренная в
данном параграфе, имеет непосредственное законодательное подтверждение и
широкое практическое применение в области аудиторской деятельности.
Поэтому создание системы компьютеризации финансового анализа было бы
важным этапом в создание комплексной системы компьютеризации аудиторской
деятельности. |