Правое
регулирование аудиторской деятельности
Во всех странах
с развитой рыночной экономикой государство активно осуществляет
регулирование аудиторской деятельности. Оно определяет обязательность
аудита, выделяя значимые для государства предприятия, финансовые
затруднения которых могли бы существенно повлиять на экономику.
Государство определяет требования и к аудитору (образование,
квалификация, порядок сдачи экзаменов, ответственность и т.п.). Как
правило, регулирование аудиторской деятельности в развитых странах
государство осуществляет через посредство законов, оставляя при этом
значительные возможности саморегулирования аудита со стороны
общественных организаций аудиторов.
В России
современный этап развития аудита, начавшийся в 1987 году характерен
появлением первых аудиторских фирм и практически полным отсутствием
нормативного регулирования аудита. Но и в этой ситуации нельзя
согласиться с тем, что данное положение явилось основанием для
отождествления аудита «в общественном сознании с ведомственными видами
развития финансово-хозяйственной деятельности». Скорее аудит стал
восприниматься как независимая ревизия, что собственно оказало влияние и
на методы работы аудиторов.
Развитие
аудиторской деятельности потребовало работы над законом об аудите,
первым результатом которой был Указ Президента Российской Федерации «Об
аудиторской деятельности в Российской Федерации» и последовавшее за ним
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в
Российской Федерации».
Оба эти
документа сыграли положительную роль в развитии и становлении аудита в
России. Однако, как показала практика работы аудиторов, они имеют много
недостатков и требуют своего дальнейшего совершенствования.
Аудит
продолжает активно внедряться и влиять на становление рыночных отношений
в России, следовательно, требуется достаточно быстрое развитие
институтов его реализующих.
Наиболее точным
представляется развитие регулирования аудиторской деятельности по трем
направлениям.
1.
Государственное регулирование.
2.
Государственно-общественное регулирование.
3.
Регулирование на уровне аудиторских фирм.
Первое направление включает в себя те нормативные
документы, через посредство которых государство влияет на формы и
способы развития аудита, его роль в экономике. К таким основным
документам сейчас можно отнести:
1. Федеральный
закон «Об аудиторской деятельности», Принятый Госдумой РФ № 119-ФЗ от
07.08.2001 г.
2. Порядок
проведения аттестации и лицензирования на право осуществления
аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства
Российской Федерации от 06 мая 1994 года № 482 в ред. Постановления
Правительства РФ от 21.07.97 г. № 907.
Кроме того
выпущено большое число документов Правительства РФ, Госкомимущества РФ,
ФКЦБ, Госналогслужбы РФ, Центрального банка РФ, Минфина РФ и других
ведомств, устанавливающих условия обязательного или целесообразного
привлечения организациями аудитора.
Второе
направление состоит из регулирования аудиторской деятельности с помощью
единых национальных правил (стандартов), однозначно понимаемых и
принимаемых всеми.
Согласно п. 1-3
ст. 9 Закона об аудиторской деятельности правила (стандарты) – это
единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности,
оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также
порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Федеральные
правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательным для
аудиторских организаций за исключением положений, носящих
рекомендательный характер.
Третье
направление – это непосредственное внутрифирменное регулирование с
помощью правил и методик, создаваемых на основе национальных стандартов.
Сюда же относится и непосредственно договорная работа.
Использовались материалы:
1.
Указ Президента РФ «Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации» от 22.12.1993 г. №2263
2.
Постановление Правительства РФ от 6.05.1994 г. №482 «Об утверждении
нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в
Российской Федерации |